Развитие внимания у детей и взрослых
Содержание
Развитие внимания представляет собой процесс улучшения таких его свойств, как концентрация, устойчивость, объем и другие. Ведь внимание — это самое важное качество, с помощью которого вы можете познавать и изучать что-то новое.
Данный процесс возникает в первые месяцы жизни человека, тогда у него еще доминирует непроизвольное внимание, а по мере уже взросления его внимание становиться произвольным.
Развитие внимания имеет естественный и искусственный путь. Первый предполагает медленные биологические процессы развития психики человека. А второй искусственный путь – это интенсификация развития за счет разных психологических технологий и приемов, который требует периодически закрепление приобретенных качеств.
На развитие внимания влияют такие факторы, как:
— речь, которая развивается посредством обучения;
— подражание тому, как ведут себя взрослые люди;
— мыслительная деятельность.
Выделяется несколько стадий в процессе развития внимания:
— первая стадия — имеются признаки непроизвольного непосредственного внимания. Внимание проявляется как ориентировочный рефлекс, обеспечивающее ориентацию ребенка на что-то новое для него, возникающее в какой – либо конкретной ситуации;
— вторая стадия. На этой стадии большую роль представляет невербальное поведение взрослых, т. е их жесты, мимика, позы, а также речь – громкость, интонация и другое. Все это у ребенка должно вызывать реакцию. Развитие внимания на данной стадии связано еще с комплексом оживления ребенка, который проявляется, как эмоционально-двигательная реакция, когда рядом появляется его мама или звучит ее голос.
— на третьей стадии, ребенок начинает привлекать внимание взрослых, издавая звуки, поворачивает голову в сторону взрослого и другое. Эти действия считаются основой для развития произвольной ориентации собственного внимания.
— четвертая стадия. Здесь уже процесс развития внимания ускоряется, за счет освоения речи. Ребенок уже начинает произвольно реагировать на слова взрослых, которые эмоционально обращены к нему. Но свою речь он еще использует только для привлечения к нему внимания.
— на пятой стадии речь ребенка играет роль прямого инструмента, чтобы руководить своим вниманием. На этой стадии развития произвольное внимание все еще остается неустойчивым, в отличие от непроизвольного. Причина этому — плохое владение своими чувствами и повышенная эмоциональность.
— шестая стадия. Преобладание все еще непроизвольного внимания. Психика ребенка реагирует на отчетливые, яркие, необыкновенные предметы. В связи с посещением школы и подчиняясь распорядку дня, идет активная работа над самоконтролем собственного поведения. Зарождение средства регуляции своей внутренней речи и своим мышлением также интенсивно развивает внимание.
— восьмая стадия характеризует такой уровень внимания, при котором можно сосредоточиться на каком-либо занятии, которое связанно с профессией или учебой. Но в этом возрасте особенности физиологического развития отрицательно отражаются на характеристиках свойств внимания.
Развития внимания ребенка
С самого начала ребенку присуще только непроизвольное внимание и поэтому он еще не способен управлять собственным вниманием. Из – за этого он легко отвлекается на все новое, яркое, интересное. Ни в коем случает не стоит упускать развитие произвольного внимания у ребенка.
Внимание детей неразделимо связано с усидчивостью и сосредоточенностью. Родители имеют возможность помочь ребенку развить и повысить устойчивость внимания, при этом он сможет одновременно овладеть навыками сосредоточенности и усидчивости. Если у ребенка хорошо развитое внимание, то он будет успешно учиться в школе. Есть множество упражнений, игр и заданий для развития внимания.
Играя с детьми в игры на развитие внимательности, следует придерживаться принципа «от простого к сложному». Нужно чтобы задания были не слишком сложными для ребенка, чтобы он не потерял интереса к ним и мог с ними справиться. Если все же интерес ребенка к играм на развитие внимания пропал, не пытайтесь настаивать на продолжении, а предложите поиграть в следующий раз. И не забывайте, что нужно ребенка хвалить, если он с успехом справился с заданием. В игры вы можете играть с ребенком дома и на улице, в поездке и путешествиях. Также играть можно как с одним ребенком. Так и с целой группой детей. Благодаря этим играм вы разовьете внимательность у ребенка.
Развитие памяти мышления внимания
Сначала возьмем детский возраст. Будет замечательно, если вы поможете тренировать и улучшать память и внимание своим детям. Для раннего возраста хорошо подойдут игры, развивающие память и внимание. Эти игры развивают не только данные два свойства, а также тренирует и улучшает мыслительную деятельность, восприятие, реакцию и другие психические функции.
Особенно популярными играми считаются игры — картинки «найди отличия», «найди одинаковые предметы». Также это могут быть картинки, на которых нарисованы предметы и ребенок должен их запомнить, после чего угадать лишь силуэт предмета. Данные игры отлично развивают внимание и память. Для развития слуховой памяти выучивайте с ребенком стихи, сказки, читайте ему вслух и пусть ребенок перескажет прочитанное вами. Можно также развивать двигательную, тактильную память (ощущения) и другие виды.
Рассмотрим несколько игр, которые помогут развить память внимание и мышление у детей:
— это игра под названием «12 месяцев». Цель этой игры запоминание названий месяцев и их порядок в году. Она поможет развить у детей воображение, навыки чтения, мелкую моторику, память, внимательность;
— игра «угадай, что исчезло». Она отлично развивает память и внимание. Для этого выложите перед ребенком три – четыре игрушки. После попросить его посмотреть на них, а затем отвернуться. Потом можете спрятать или положить еще одну игрушку и спросить ребенка, что исчезло или появилось, поэтапно увеличивая количество игрушек. Ребенок в шестилетнем или семилетнем возрасте должен уже с легкостью запомнить до 10 предметов;
— следующая игра на развитие памяти и внимания называется «очередь». Для этой игры потребуются карточки-картинки или предметы. После посадите их вместе с ребенком в очередь, например, к парикмахеру или другое. Затем ребенок должен отвернуться, уберите какой — либо предмет и спросите его «кто убежал из очереди?». Потом опять, чтобы развить память и внимание ребенок отворачивается. Поменяйте карточки-картинки или предметы местами, после чего нужно спросить «кто перепутал очередь?». Можно также повернуть карточки и спросить «где сидит собачка? где сидит кошечка?» и так далее.
Также есть большое количество приемов для развития этих свойств у взрослых, которыми вы можете заниматься каждодневно и самостоятельно. Рассмотрим поподробнее способы развития внимания и памяти. Сперва, нужно тренировать свою внимательность, у внимательного человека и память достаточно лучше. Например, когда едете в городском транспорте, рассматривайте пассажиров возле вас, попытайтесь запомнить выражение их лиц, цвет волос и глаз, одежду, возраст. Через несколько дней старайтесь вспомнить и подробно описать, то, что вы там видели.
Каждый день, вы развиваете память, мышление, внимание, сами того не подозревая, только стоит к этому осознанно приложить немного усилий. Самый лучший способ — это изучать иностранные языки. Также можно посещать курсы скорочтения, курсы по изучению компьютера и бухгалтерские курсы. Они будут, по — настоящему, полезными для вас, и в то же время вы получите новую информацию, которая очень необходима вашему мозгу, так как заставляет отделы памяти в нем запоминать и усваивать ее.
Для развития мышления, улучшения памяти и внимания, можно использовать некоторые способы:
— посещение новых мест, общение с новыми людьми;
— чтение новых книг, журналов, газет, просмотр познавательных телепередач;
— освоение иностранного языка;
— когда будете заниматься домашними делами, можете закрыть глаза и сделать все по памяти – это усилит чувствительность других органов чувств;
— мыслите нестандартно и креативно, тем самым развивая мышление;
Кроме способов, вы можете использовать вот такие упражнения:
— для развития памяти, внимания и мышления можно взять любую фотографию, но лучше подойдет та, на которой значительно больше запечатлено предметов. И в течение15-20 секунд рассмотрите ее, постепенно запоминая предметы. Затем нужно убрать фотографию и на листке бумаге записать все, что вы запомнили;
— возьмите вначале пять-шесть штук обычных игральных костей. Далее для этого упражнения на развитие памяти, внимания, мышления необходимо взять три игральные кости, потрясти их в руках и положить на стол, прикрыв их рукой, чтобы не увидеть их. Затем на секунду убрать руку и постараться запомнить цифры и расположение игральных костей. Можете записывать на листке бумаги свои результаты и потом уже со временем увеличивайте их количество до десяти;
— возьмите листок бумаги и запишите на него 8 любых слов, которые пришли вам в голову. И чтобы развить память, внимание, мышление воспроизведите их по порядку. Дальше вы можете увеличить количество этих слов;
— тем, кто любит ходить по магазинам, будет полезно это упражнение. Записывайте все, что нужно вам купить и прочтите записанное несколько раз вслух, после чего постарайтесь все запомнить и идите за покупками. Для развития внимания и памяти смотреть в список нельзя, купить все нужно по памяти. А уже перед кассой обязательно посмотрите, все ли вы взяли;
— в этом упражнении необходимо участие как минимум двух людей. Ваш помощник должен разложить на столе различные предметы, например, ложки, кружки, тарелки и другое. Чтобы развить память и внимание запомните все, что лежит на столе секунд за двадцать-тридцать и отвернитесь. Затем подробно расскажите, что же лежало на столе. Со временем количество предметов можете увеличить и сократить время на запоминание до десяти-пятнадцати секунд;
— для этого упражнения нужно взять цветную ручку или фломастер, а также какой — нибудь журнал или газету. И для, того чтобы развить внимание, память, мышление начинайте читать в быстром темпе сначала небольшую статью. Когда будете читать вы должны подчеркивать в данной статье те слова, в которых встречаются удвоенные буквы, например, именно, неожиданно или совершенно. Для усложнения упражнения, можете отмечать те буквы, которые встречаются в статье больше одного раза, например самостоятельно.
Также, для развития таких познавательных процессов, как память, внимание, мышление как можно больше решайте кроссвордов, головоломок, заучивайте стихи и учите иностранные языки, умножайте маленькие и большие цифры в уме или на листке бумаги. Этими упражнениями вы заставите работать ваш мозг. Выполняйте данные упражнения хотя бы по 10 минут каждый день и тогда, вы точно сможете улучшить и развить свою память, внимание и мышление. Данные советы подойдут также не только взрослым, но и детям.
Развитие произвольного внимания
Первоисточник произвольного внимания лежит вне личности ребенка. Поэтому развитие непроизвольного внимания не может привести к возникновению произвольного внимания. Произвольное внимание развивается за счет того, что взрослые подключают ребенка к новым видам деятельности и определенными средствами наставляют и организуют его внимание. Взрослые, управляя вниманием ребенка, дают ему те же средства, при помощи которых он потом сам сможет управлять вниманием.
Существуют ситуативные средства, организующие внимание в связи с определенной частной задачей. А есть еще и универсальное средство развития произвольного внимания – это речь. Вначале взрослые организовывают внимание ребенка с помощью словесных указаний. Напоминают ему о необходимости выполнения данного задания, принимая в расчет при этом ту или иную ситуацию (например, говорите ему: когда собираешь башенку, бери сначала самое большое колечко. Вот так, верно. А где теперь самое большее колечко? Запомни! и так далее). Позже ребенок сам начнет словами обозначать предметы и явления, на которые нужно обращать внимание, чтобы добиться нужной цели.
За счет развития планирующей функции речи ребенок уже может наперед организовать свое произвольное внимание на дальнейшей деятельности, выразить словами, на что он должен ориентироваться.
На всей протяженности дошкольного возраста для организации собственного внимания использование речи резко возрастает. Это видно уже из того, что когда ребенок выполняет задание по инструкции, которую дает ему взрослый. Ребенок старшего дошкольного возраста проговаривает инструкцию в несколько раз чаще, чем ребенок младшего дошкольного возраста. Следовательно, произвольное внимание развивается у дошкольников с общим увеличением роли речи в регуляции поведения ребенка.
Особенности развития внимания
Рассмотрим особенности развития внимания детей дошкольного возраста:
— первое – это значительное возрастание концентрация внимания, объема и устойчивости;
— второе складываются элементы произвольного внимания за счет развития речи и познавательных интересов;
— третье это то, что внимание становится опосредованным;
— четвертой особенностью развития внимания, является появление элементов после произвольного внимания.
Ребенок становится более внимателен к речи взрослого. Интонация голоса здесь уже не имеет никакого значения, а наиболее значимым становится содержание речи. Хотя, для организации внимания до конца дошкольного возраста пользуются интонацией, загадочностью, паузами.
Особенность развития внимания дошкольника заключается в том, что он значительно чаще и легче воспринимает слово и поэтому речь взрослого является объектом внимания ребенка. Дошкольники лучше ориентируются на слово – название вещи, слово – оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение.
У старшего дошкольника расширяется объем внимания, и он может воспринимать не только один предмет и одну картинку, а может уже внимательно рассмотреть два или три объекта. Только они еще недостаточно могут различить сложные по содержанию и малоотличаемые друг от друга объекты. Особенностью развития внимания у этих детей считается и то, что их начинает интересовать применение, назначение, особенности вещей и способы их использования.
Развитие слухового внимания
Слуховое внимание необходимо развивать уже с первого года жизни ребенка. Делается это для того, чтобы ребенок учился внятно и ясно проговаривать звуки, выговаривать отчетливо слова, выразительно говорить, изменять громкость речи и скорость, т. е правильно пользоваться голосом. А для того, чтобы понимать и различать различные звуки, ребенку необходимо научиться напрягать слух, понимать и различать звуки. Лучше всего это делать с помощью игр. Цель этих игр должна заключаться в развитии слухового внимания. Также с помощью этих игр откроется для ребенка особенный мир звуков, они станут более интересными и важными. Играя, ребенок вслушивается в слова, формируя свой слух и улучшая дикцию. Также учится распознавать звучание известных предметов, голоса птиц, животных и людей. Это требует от ребенка не только высокоактивного восприятия, но и отличной памяти, внимания, развитого мышления и слуха. Вот названия некоторых из них: Кто что услышит? В этой игре взрослый издает звуки различными предметами, при этом дети их не видят, после чего они должны отгадать, что это был за предмет. И еще можно поиграть в «Угадай, что делать», «Кто внимательный», «Где позвонили» и другие. Использование этих игр позволит ребенку развить и сформировать не только слуховое внимание, но и разовьет другие познавательные процессы – мышление, речь, воображение.
Развитие внимания младших школьников
В процессе учебы младших школьников, развитие такого познавательного процесса, как внимание играет важнейшую роль. Познавание окружающего мира происходит не только благодаря восприятию и запоминанию, но и осмыслению. Для этого и нужно развивать память, речь, мышление и внимание. Чтобы облегчить процесс познания в начальных классах, необходимо быть внимательным. Для этого в школьную программу необходимо включить упражнения для развития внимания младших школьников, которые помогут развить концентрацию и распределение внимания, зрительное внимание, устойчивость внимания, переключение внимания и длительность внимания. Развивать внимание лучше всего в игровой форме, так как при помощи игры ребенок сможет легко заинтересоваться. На сегодняшний день учебная программа в школе довольно насыщена и сложна, поэтому детям порой сложно акцентировать свое внимание на неинтересных ему вещах. Для развития устойчивости внимания младших школьников их нужно привлекать к активной деятельности. И поэтому на уроке учителю лучше иногда превращать монолог в диалог, чтобы удержать внимание детей. Чтобы сохранить активное внимание через каждые 10 минут учителю следует менять вид деятельности. Когда формулируете задание для младших школьников нужно учитывать что объем развитого внимания у них очень мал. И еще им следует давать краткие и четкие инструкции и пошаговое управление для выполнения задания. Распределение внимания младших школьников очень низкое и они не могут выполнять два вида деятельности единовременно — это обязательно нужно помнить при групповой работе с этими детьми. Вследствие этого, дети, которые не успели доделать одно задание, не могут переключиться и слушать объяснение учителя нового задания. И для того, чтобы младшие школьники были внимательными и усидчивыми необходимо развивать произвольное внимание. Существуют для этого специальные упражнения, например, упражнение «летает – не летает», где детям необходимо своевременно поднимать руки, когда называют летающие предметы. Чтобы развить концентрацию внимания и самоконтроль, есть такое упражнение под названием «ищем буквы», там, в течение пяти минут необходимо отыскать и вычеркнуть все попавшиеся буквы «В» или любую другую. Время каждой игры не должно превышать пяти минут.
Развитие внимания у школьников
Известно, что школьники очень непоседливые и не могут заострить внимание на чем-то определенном, дослушать что-то до конца и просидеть на одном месте. Поэтому развитие внимания у школьников – это главная задача обучения. В школьном возрасте происходит очень важный перелом в развитии внимания. Приобретает полное оформление произвольное внимание, как высшая форма данного процесса. Если, у младших школьников все еще огромную роль играет непроизвольное внимание и взрослым приходиться направлять внимание своими усилиями, то в 10-11 лет дети могут уже сами направлять внимание с помощью волевых усилий.
Следовательно, развитие внимание у младших школьников имеет большое значение для формирования произвольного внимания, а также развития концентрации, устойчивости, направленности, переключаемости, избирательности, объема и распределения. Невнимательные дети очень тяжело осваивают школьную программу, поэтому не следует упускать того, если ребенок в возрасте семи-восьми лет плохо сосредоточен на уроках, не усидчив и постоянно переключается с одного предмета на другой. Для внимания необходимо воспитание и чтобы оно проходило вместе с развитием памяти самоконтроля и целеустремленности.
Для правильного развития внимания у школьников, помимо деятельности воспитателей и учителей, родителям необходимо уделять ребенку как можно больше внимания, проводить для него на развивающие внимание упражнения. Для этого подойдут специализированные игры на развитие внимания, которые вы можете приобрести, например, в детском магазине. Играя с ребенком, вы будете тренировать его память, внимательность, концентрацию и формировать усидчивость. Также, вы сами можете придумать для ребенка развивающие игры на концентрацию и переключения внимания. Для развития внимания школьника можно просто называть определенные слова, задачи, фразы, которые будут концентрировать ребенка на определенные предметы, определенный смысл текста, либо еще что-то и тем самым он будет играть с вами и не задумываться о том, что для него это своего рода занятие на внимательность. И необходимо помнить, что ни один учитель не сможет вложить в ребенка столько, сколько сможет его родитель.
Развитие внимания у дошкольников
Ежедневное общение, обучение игровой и трудовой деятельности – это все определенным образом влияет на формирование и развитие внимания у дошкольников. И взрослым необходимо знать, что весь этот процесс возникает с управления непроизвольным вниманием ребенка, поддерживая на высоком уровне заинтересованность ребенка к предметам. Для этого необходимо знать эффективные способы удержания внимания ребенка, что очень поможет избежать взрослым невнимательности и не желания учиться.
Внимание – это самая важнейшая характеристика высшей нервной деятельности человека, так как головной мозг взрослого человека, а также ребенка каждый день подвергается атаке большого количества информации. Развитию внимания у дошкольников способствуют сначала родители, а после уже воспитатели в детском саду и учителя. Развивают они с помощью разнообразных упражнений.
Еще до года родители уже берутся за управление и руководство внимания ребенка. Сперва с помощью жестов, указывая при этом пальцем на все предметы, картинки, объекты, потом уже с помощью слов, которые на начальных этапах все еще подкрепляются жестами. Для развития внимания у дошкольников трехлетнего возраста уже можете применять на практике условные знаки, такие как геометрические фигурки, различные формы, цвета. К окончанию дошкольного возраста ребенок способен уже усваивать и использовать общепринятые знаки-символы, которые продолжительное время известны обществу – это дорожные знаки, знаки светофора, указатели входа — выхода.
У ребенка раннего дошкольного возраста обладает непроизвольное внимание, которым руководят собственные потребности ребенка и раздражители извне. Ребенок этого возраста не может продолжительное время сохранять внимание на одном предмете, потому что как только интерес к одному предмету пропадает, то начинает искать новый интересный предмет.
Для развития внимания у дошкольников, взрослые помогают учить его удерживать внимание, поэтапно, осваивая при этом знаковые вспомогательные средства. Во время игр и творческих занятий внимание у дошкольника становится уже произвольным, благодаря тому, что ребенку определенное время приходилось подчиняться общим правилам. Теперь его действия согласованы с целями, планами, действиями, контролем и оценкой результата, которые устанавливает перед ним взрослый.
Взрослые, для того чтобы научить ребенка удержанию внимания, могут проводить специальные упражнения на внимание в игровой форме. Даже родители могут в домашних условиях провести такие упражнения.
Для развития памяти и внимания у детей дошкольного возраста можете провести игру «топ-хлоп», где взрослому нужно назвать известные для детей понятия (правильно и неправильно). При правильном ответе дети должны захлопать, а при неправильном топать. Например, снег бывает летом или помидор квадратный и так далее. Следующее упражнение, которое можно провести называется «пуговица». Для развития памяти и внимания у детей дошкольного возраста выкладывают 2 набора совсем одинаковых пуговиц или мелкие игрушки из конструктора. Далее чертят на листке бумаги квадрат в виде игрового поля. Потом выкладывают на этот квадрат пуговицы, после чего ребенок запоминает их последовательность расположения в течение одной-двух минут. Затем этот квадрат нужно закрыть листком бумаги, при этом ребенок должен повторить, как расположены предметы на своем листке с квадратом.
Данные упражнения на развитие внимания у детей дошкольного возраста должны подходить по возрасту ребенка. Поскольку, если ребенок еще плохо рисует ровные линии, то не стоит делать такие упражнения, где нужно быстро и правильно и нарисовать геометрические фигуры.
Комментарии
0
#1
Лили
06.04.2013 07:48
у меня ребенок непоседа жуткий, просто невозможно заставить его что-то делать. Но как-то получилось пряником и кнутом, спасибо статье!
Цитировать
0
#2
Жаннет
22.04.2013 10:51
отличное развитие внимание дают картинки, которые нужно запомнить в определенном порядке, а после убрать.
Цитировать
0
#3
Семейный центр Виол
22.01.2018 07:03
Развитие внимания http://violstudio.by/mentalnaya-arifmetika-2/ Успех в обучении по всем школьным предметам. Проверенный результат.
Цитировать
Обновить список комментариев
RSS лента комментариев этой записи