Празднование масленицы в старину и сегодня

Празднование масленицы в старину и сегодняСам праздник масленицы на сегодняшний день несколько видоизменился с тех пор, когда он только появился. А стали праздновать окончание зимы ещё в древности. До нас дошла лишь та часть, в которой все радуются, водят хороводы, поют, танцуют и, конечно же, едят блинчики: толстые, ажурные, простые и с различными начинками. 

На сегодняшний день даже церковь не считает масленицу языческим праздником, а приравнивает её к православным празднествам. Масленица теперь считается чем-то вроде подготовки перед Великим постом. Впрочем, подобная интерпретация происходила со многими другими праздниками язычников, но масленица остаётся одним из самых ярких колоритных примеров.
Вообще до XVII века масленицу запрещали праздновать открыто, а тех, кто ослушался, преследовали. Окончательно искоренить эту народную забаву, в которой провожают зиму и встречают новую весну, урожай и солнце, церкви не удалось, и народ продолжил праздновать и веселиться в последние дни уходящей зимы. А с начала XVIII века русские цари устраивали показательные гуляния, веселились и пировали, и в сознании народа ещё сильнее закрепилась мысль, что они поступают правильно и народным гуляниям быть. Во второй половине XVIII века православная церковь всё-таки повлияла на празднование масленицы. Конечно, запретить людям веселиться они не могли, но создали определённый список продуктов, которые можно употреблять в этот период, а также список молитв. Таким образом, празднование масленицы несколько преобразилось. В это время появляется и название каждого из семи дней масленицы (а до XVII века праздничных дней было целых четырнадцать).
С таким количеством перемен и нововведений к ХХ веку все названия и традиции (народные и церковные) окончательно смешались воедино, и масленица превратилась в задорный праздник встречи весны, хороводов, танцев, песен, забавных обычаев и вкуснейший блинов. Именно блины стали главным блюдом, так называемым, символом празднования масленицы. А всё потому, что в сознании людей блины до сих пор ассоциируются с солнцем. Но предки готовили блины не просто так. Приготовление именно этого блюда на праздник встречи весны, предназначалось Яриле – богу солнца язычников. Таким образом, предки старались задобрить божество, чтобы солнце и тепло скорее пришли в их края.
История масленицы
Своё аппетитное название праздник получил всё от тех же древних названий и традиций. Масленица символизировала начало нового года по старому стилю. В этот период как раз телились коровы и в хозяйстве было достаточно много молока, а значит, и масла. Кстати, масло в старину называли «мазало», потому что его намазывали на горячие блины. В те времена, масло в доме было символом достатка и благополучия, удачного начала нового года. Блины же, как было сказано выше, являлись символом весеннего солнца – такие же круглые и горячие. Традиция намазывать блины маслом пошла не только от того, что так вкуснее, но и потому, что это символизировало принесение дара богу солнца, предки старались задобрить его, чтобы поскорее пришли тёплые деньки, и можно было начинать работы в поле. Масленица праздновалась с таким размахом, с каким в современной России празднуют январские праздники, а всё потому, что масленица для предков так же означала новое начало, новый год. Современное празднование масленицы сохранило и некоторые языческие обычаи, например, сжигание чучела, символизирующего лютую холодную зиму, а также хороводы и танцы. Есть среди историков и версия, что в древности на масленицу старались задобрить бога скотоводства – Велеса.
Есть в истории и подтверждения того, что цари любили гуляния масленицы. Так Пётр Первый как-то решил устроить поистине царское празднование масленицы, с торжественным шествием, весельем, маскарадом и богатым угощением, но лютые зимние морозы помешали проведению гуляния, как бы настаивая на том, что изменение сроков празднования масленицы не лучшая идея. А всё потому, что масленичные гуляния должны были начинаться именно в дни весеннего солнцестояния, что приходилось как раз на разгар Великого поста перед Пасхой. Тут в очередной раз вмешалась церковь и настояла на переносе празднества на целый месяц назад и таким образом, масленица начиналась за неделю до того самого Великого поста. Но празднования, конечно же, были и удачные. Австрийский секретарь Корб как-то вспоминал, что в дни гуляний на масленицу в России не обращают внимания на власти и законы, это период своеволия, безудержного веселья. Всё тот же Корб был свидетелем и такого вопиющего случая, как освещение в дни масленицы только выстроенного Лефортова дворца. Освещал его псевдо патриарх, стоящий во главе все пьянейшего и всешутейшего собора. В руках «патриарха» находился крест из табачных трубок и кадило с табачным дымом. К тому же ряженый «патриарх» служил службу в честь бога Вакха. А во время того, когда масленичные празднества отмечали во дворце, царь был самым первым заводилой и жаждал веселья и гуляний. В таком «освящённом» дворце по указу царя устроили, что называется, пир на весь мир, который длился двое суток и чего там только не было. Кстати, гостям запрещено было покидать дворец или спать, все должны были непрерывно веселиться. Лишь иностранные гости могли позволить себе вздремнуть пару часов, после чего их неминуемо будили и тащили веселиться и гулять. 1722год ознаменовался грандиозным шествием в центре Москвы. Сам царь Пётр Первый приказал поставить корабли на сани и устроил шествие. На глазах у изумлённой публики, по площади верхом на санях ехали корабли с расправленными парусами. На борту присутствовали всё те же «герои»: ряженый «патриарх» в компании «Бахуса» и «Нептуна» в раковине. Завершалось шествие кораблём, на борту которого находился царь. Из корабля палили пушки, тащили всю эту конструкцию пятнадцать лошадей. В общем, зрелище было впечатляющим.
Устроила празднество на масленицу с торжественным шествием и Екатерина Вторая. Правда, она имела весьма и весьма смутное представление о традициях народа, которым правила. Именно поэтому шествие называлось по её указу «Торжествующая Минерва» и представляло собой карнавал, который ездил по всему городу со сценками высмеивания пороков, таких как взяточничество, казнокрадство и прочие.
Традиции на масленицу
Традиции и манеру празднования масленицы в столице быстро перенимали и повторяли губернии, поэтому масленицу праздновали по всей России широко, громко, мощно. Для царей (и цариц) такое массовое народное гуляние и его размах были прекрасным поводом продемонстрировать в очередной раз, как близки правители со своим народом. Впрочем, традиции предков не соблюдались вовсе, и праздник превратился в нечто среднее между карнавалом из Европы, гулянием с элементами китча и блинами в качестве символа, который понятен простому народу. Но нельзя заявить, что европеизация празднования была во вред. Некоторые элементы, нововведения позволили прекрасно разнообразить веселье, усилить размах гуляний, сделать праздник масленицы ещё ярче.
Традиция пировать на масленицу пошла ещё с восемнадцатого века. Тогда пир устраивали под открытым небом возле каждого дома. Все жители ходили друг к другу в гости, угощались вкусностями, веселились и плясали от души. На каждой улице стояли торговцы с самыми разнообразными лакомствами: пирогами и пряниками, баранками, блинами, сбитнем, рыбой, грибами, икрой и свежеиспечённым хлебом. Развлекались люди на ледяных горках, смотря на выступления скоморохов и балаганов. Прокатиться на ледяной горке в то время стоило одну копейку (из-за популярности такого развлечения в Петербурге его сделали платным). В деревнях такое развлечение было бесплатным, жители сами заливали горки, а также строили ледяные крепости и замки, устраивали там турниры, водили хороводы. Одним словом, веселились.
В народе появился прекрасный обычай: люди ходили друг к другу в гости и праздновали вместе. У каждого праздничного дня было своё назначение. Понедельник назывался Встреча масленицы. Именно в этот день начинали печь блины. Самый первый выносили с заговором на порог дома, где и оставляли на ночь. Этот первый блин по традиции предназначался духам предков. В этот день также сооружали и наряжали чучело уходящей зимы и возили его по округе с задорными песнями. Вторник назывался заигрыши. В этот день следовало гадать. В это время появилась и пословица, мол, мужа надо выбирать по блинам, а жену – по пирогам. Определить это можно было по тому, какие блины предпочитает мужчина. Так, считалось, что блины с икрой выбирают настоящие мужчины, которые сумеют обеспечить свою семью и жену в обиду не дадут, но вот и нежности от такого мужа лучше не ждать. Любителей начинки для блинов из красной рыбы по поверью отличала нежность и мечтательность, от такого мужа как раз ласки много получить можно, но вот хозяйство он может запустить совсем, витая в своих грёзах. Считалось, что блины с творожной начинкой выбирают мужчины добродушные. А со сметаной – те, кто легко поддаётся влиянию и с такой же лёгкостью меняет собственное мнение. Считалось, что блинчики с маслом предпочитают нежные мужчины, но несколько ленивые, те, которые ищут возможность отлынивать от домашних дел. Блины с сахаром ели мужчины, которые хотели много детей, при этом присматривать за детишками они предпочитали доверять жене. Самыми неважными кандидатами на роль мужа считались те мужчины, которые выбирали блины с варёными яйцами, такие считались занудами, как дома, так и на гулянье, супружеские и домашние обязанности они якобы выполняли прилежно, но больше не из желания, а из чувства долга. А вот блины с начинкой из варенья предпочитали красавцы, жёнами которых мечтали стать многие девицы. Но вот минусом было то, что мужья такие обычно ветреными были.
У среды на масленицу было вкусное название – лакомка. В этот день в каждом приличном доме обязательно накрывали стол, богатый вкусными угощениями. На улицах целый день стояли палатки с пирогами, пряниками и сбитнем. Кстати, сбитень – это напиток из мёда, горячей воды и пряностей. По традиции в среду приглашали зятьёв, а на стол выставляли непременно все виды блинчиков: и большие, и маленькие, и сладкие, и солёные, и с икрой, и с рыбой, и с творогом, а также с другими разнообразными начинками. За таким столом присматривались к зятю, и кормили его перед кулачными боями, которые предстояли в четверг. Сидя за столом, не только поедали блины, но и пели песни от души, рассказывали байки и анекдоты, веселились в семейном кругу.
Четверг на масленицу получил название разгуляй. В этот день имели место быть такие развлечения как кулачные мужские бои. Строились крепости из снега и льда, которые с криками завоёвывались командами соперников. По христианскому календарю это день принесения Пресвятой девой Марией младенцы Иисуса в храм. А язычники в этот день встречали начало нового года. Как раз в это время выпекали из теста голубей, а дети зазывали солнце песнями, чтобы то поскорее согрело землю своими лучами.
В пятницу уже зятья зазывали к себе в гости тёщ, чтобы те отведали угощений.
Суббота называлась золовкины посиделки. Золовки в этот день зазывали к себе в гости подружек, которые ещё не замужем.
Последний день празднования масленицы – прощёное воскресенье. В этот день принято просить прощения за свои грехи и деяния, а также сжигать чучело холодной зимы. После сжигания чучела, прыгания через костёр и прощения, все шли в баню, как бы очищаясь перед приходом новой весны.
Блины – традиционно украшают столы в каждом доме на масленицу. Это простое, но очень вкусное блюдо может подаваться просто с маслом или с разнообразными начинками. Но вне зависимости от этого, на протяжении многих поколений, оно остаётся любимым лакомством, как детей, так и взрослых. У каждой хозяйки свои хитрости в приготовлении этого блюда, многие даже хранят в тайне семейные рецепты, которые передаются из поколения в поколение.

Читайте так же  Поздравления с Новым годом Петуха 2017 в прозе

 

Adblock
detector