Как развить память
Содержание
У всех ли есть память?
В жизни нередко бывает, что вашему другу или коллеге знакомые говорят: «Какой счастливый человек! Какая у него замечательная память…». О чем это свидетельствует? Да о том, что значение памяти сложно переоценить. О том, как развить память думают все (или почти все). Человек с хорошей памятью всегда на виду: и в обыденной жизни, и на работе. Не важно, чем вы занимаетесь.
Трудитесь у станка, преподаете в ВУЗе, пытаетесь раскрутить свой бизнес или занимаетесь правоохранительной деятельностью. В любой сфере память отнюдь не на последнем месте. И те, у кого она развита, всегда в фаворе. Конечно, не бывает людей без памяти. Она присуща даже тем, кто, казалось бы, судя по всем внешним признакам, напрочь ее лишен. Так можно ли развивать память у взрослых?
Безусловно, память есть у всех. Даже если мы сталкиваемся с людьми, которые без обиняков утверждают, что память у них ни к черту, это не значит ничего. Они либо заблуждаются, либо намеренно себя обманывают. Либо (и это худший вариант) действительно больны. Каждый из нас пользуется своей памятью. Кто-то лучше, кто-то хуже. Одни способны запомнить и впоследствии воспроизвести до мельчайших подробностей ничем не примечательный, скучный вечер, другие уже через пять-семь минут не в состоянии зафиксировать в мозгу имена только что появившихся интересных знакомых.
В чем же здесь секрет? Почему одни смогли развить память и внимание, а другие нет? Ответ, как это ни странно, лежит на поверхности. Если вы легко сохраняете ту или иную информацию в памяти, следовательно, вы используете некие механизмы запоминания. Даже если вы сделали это неосознанно или, как говорят, на автомате. Однако, если в памяти остаются пробелы, если не вся нужная информация сохранена, значит механизм запоминания несовершенен и требует корректировки. Так что же помогает быстро развить память?
Немного о мозге
Для того, чтобы научиться эффективно получать абсолютно все сведения из памяти, вам следует познакомиться с некоторыми основополагающими началами деятельности мозга. На протяжении многих лет человеческую память сравнивали с большим архивом. Вспомните, что говорил Шерлок Холмс своему другу и компаньону доктору Ватсону в день их первой встречи: «Мозг человека – это пустой чердак…». И это отнюдь не художественный прием талантливого писателя. Это реальные представления той эпохи о месте и роли памяти в жизни человека. Исследования, проводимые учеными с лицами, страдавшими душевными заболеваниями, которые как бы «теряли» значительную часть своего «архива памяти», только подтверждали эту теорию.
Сегодня стало понятным, что воспоминания, как наскальные рисунки древних племен, как родимые пятна, как папиллярные узоры наших пальцев остаются в памяти на долгие-долгие годы. Они не теряются и не уничтожаются. Иллюзия «потерянных воспоминаний» возникает лишь в результате отсутствия способности найти эти самые воспоминания в памяти. Это свойственно людям, не умеющим и не желающим развивать память.
Даже абсолютно далекому от медицины человеку понятно, что для поиска воспоминаний главенствующим механизмом является работа именно мозга. Где хранятся воспоминания – никто не знает, но доподлинно известно, что мозг является именно тем единственным органом, который способствует их четкой классификации, хранению и быстрому извлечению. А следовательно, память – это одна из функций мозга, которая (так же, как и любая иная функция) может быть подвержена воздействию извне с целью ее совершенствования. Иными словами, развить память человека возможно.
Как следует обходиться с мозгом
Мозг, как никакой другой отдел нашей нервной системы, требует тщательной заботы и бережливости. Необходимо разумно загружать его соответствующей работой, чтобы он не вышел из строя. Ведь, согласитесь, если мышцу не тренировать, то она с течением времени атрофируется. Аналогичная ситуация и с мозгом. Если его не заставлять ежедневно и системно обрабатывать большое количество логически связанных электрохимических импульсов, то он также, по сути, станет всего лишь механическим придатком центральной нервной системы. Поэтому развивать память следует с большой долей осторожностью и предусмотрительностью.
Задача этой статьи – помочь вам самостоятельно, а самое главное, продуктивно загружать свой мозг. Именно так вы сможете в разы улучшить качество своей памяти. Это совсем не значит, что вы должны вбрасывать в свой мозг кучу совершенно не нужной вам информации. В этом случае ваш «головной компьютер» может и перегреться. Ведь для того, чтобы накачать большие бицепсы, не требуется поднимать самую тяжелую штангу. Существуют специальные методики и конкретные упражнения, позволяющие улучшить состояние памяти. Применяя их, вы добьетесь поразительных для себя результатов. Вы сможете включать в серьезную работу память без излишнего мозгового напряжения. С каждым разом результаты вашего умственного труда будут все лучше и лучше. Только не стоит рассчитывать на мгновенный эффект. Как и в любом деле, тренировка памяти требует усердия, настойчивости и уверенности в своих силах.
Насколько эффективно мы используем возможности мозга
По преобладающему мнению ученых человек в процессе жизнедеятельности использует не более 10% способностей мозга. Таким образом, используя соответствующие методики, вы сможете в десять раз (!) увеличить эффективность своей памяти. Конечно, это идеальный вариант, это цель, к которой стоит стремиться. Но, в любом случае, предлагаемые упражнения, советы и тренинги будут способствовать улучшению вашей памяти. Вы научитесь использовать «запасной фонд» ваших мозговых клеток, достигая результатов, о которых не могли даже и мечтать. Вам не придется постоянно записывать информацию, вы откажетесь от узелков и крестиков на память. И помните, чем больше у вас будет усердия, чем серьезнее вы будете относиться к усовершенствованию своей памяти, тем быстрее она примет идеальный вид, тем скорее вы сможете развить память.
Практические меры, обеспечивающие сохранение здоровья мозга
Обеспечьте мозг кислородом
Прежде, чем заставить мозг добиться необходимых нам результатов, следует создать ему достойные условия для деятельности. Ни для кого не секрет, что мозг, как и большинство человеческих органов, питается кровью. За двадцать четыре часа через него проходит более двух тысяч литров крови. Учитывая, что в среднем у человека около пяти литров крови, можете себе представить, сколь важна эта внутренняя среда организма для мозга, а значит и для развития памяти. Кровоток повышается вследствие положительных и отрицательных эмоций, а также зависит от уровня активности деятельности мозга. Когда человек спит, движение крови через его мозг замедляется, падает и температура последнего.
Для того, чтобы способствовать эффективной и активной работе мозга, а следовательно, великолепной памяти, кровь должна в значительной степени быть насыщена кислородом. Каким же образом это можно обеспечить? Во-первых, следует больше времени проводить на открытом воздухе. Желательно подальше от крупного мегаполиса, в лесу, у реки и т.п. Во-вторых, любую интеллектуальную деятельность необходимо периодически прерывать на несколько минут и наслаждаться «кислородными перекурами», открывая дома или в офисе выходящие на улицу окна. Категорически не рекомендуется заниматься серьезной умственной работой в помещении, которое длительное время не проветривалось, либо в котором курят. Это самым негативным образом влияет на развитие памяти. Крайне осторожно используйте различного рода обогревательные приборы (особенно с открытыми электрическими спиралями), которые съедают ваш кислород.
Хорошо выспитесь
Итак, первое, что вы должны сделать, дабы обеспечить надлежащую память, это создать все условия для постоянного и полноценного насыщения вашей крови кислородом. Второе непременное условие в этом ряду – правильный и стабильный сон. Доказано, что различные нарушения сна у человека гарантированно провоцируют и нарушения мыслительной деятельности. Многочисленные исследования в области сна привели ученых к выводу, что идеальная продолжительность сна у взрослого человека должна составлять семь-восемь часов (у подростков – на час больше). Поэтому, прежде, чем приступить к выполнению рекомендуемых упражнений на развитие и совершенствование памяти, хорошо выспитесь и проветрите помещение, в котором планируется мозговой штурм.
Память и курение
Многие люди, не желающие расстаться с вредной привычкой курить табак, оправдывают свое пристрастие тем, что, мол, и многие великие и далеко не глупые люди прошлого не отказывались от трубки или сигары. Безусловно, курильщик с отличной врожденной памятью, к тому же регулярно ее тренирующий, выгодно отличается от человека, ведущего здоровый образ жизни, но память не тренирующего. Но если обоих поставить в равные условия, создать изначально одинаковые стартовые возможности, то можно констатировать непреложный факт, не единожды доказанный современной наукой: курение разрушает мозг и ухудшает память. Причем, негативное воздействие оказывает и так называемое «пассивное курение». Поэтому, если вы хотите быстро развить хорошую память, изгоните сигареты из своего дома и офиса. Благо, что государственная политика нашей страны по этому вопросу сейчас на вашей стороне.
Избегайте алкоголя
Если вы на самом деле желаете совершенствовать свою память, следует забыть об алкоголе. Сегодня уже никто не пытается опровергнуть тот факт, что введение в организм человека продукции, содержащей алкоголь, приводит к ухудшению памяти. Причем, подобный эффект возникает даже при принятии так называемой слабоалкогольной продукции (сухого вина, пива, различных джин-тоников). Алкоголь убивает клетки мозга, которые в последствие выводятся из организма вместе с мочой. Известный российский ученый и общественный деятель В.Г. Жданов в документальном фильме «Мозги в унитазе» утверждает, что в канализациях одного из мегаполисов российские ученые обнаружили высокую концентрацию человеческих мозгов. Поэтому, если вы хотите развить свою память, избегайте алкоголя.
Правильно питайтесь
Следующее непременное правило, способствующее развитию памяти и внимания, это правильное питание. Исследования ученых показывают, что в процессе большой умственной работы у человека происходит истощение запасов солей кальция и фосфорной кислоты. Естественно, эти потери необходимо замещать своевременным потреблением продуктов, содержащих и соответствующие химические элементы (сыр, кунжут, кедровые орехи, миндаль). Кроме того, в период интенсивных интеллектуальных усилий целесообразно принимать высокобелковую пищу: яйца, говядину, рыбу. Не переедайте. Помните, что излишнее потребление любой пищи ослабляет умственный потенциал и сводит на нет все ваши усилия.
Способы развития памяти
Способ №1. Если вы действительно хотите что-то запомнить, вам просто необходимо полностью сконцентрироваться на самом мыслительном процессе, экстраполируя имеющиеся знания и ваш жизненный опыт на вновь получаемую информацию. Если вы пропустите информацию через себя, переплетете ее со своими собственными мыслями, выразите свое отношение к ней, то вероятность запоминания существенным образом возрастет. Возьмите это себе за правило и проблем с развитием памяти у вас не возникнет.
Способ №2. Если не можете сразу вспомнить тот или иной факт, фамилию старого знакомого, телефон экстренной службы, основной принцип закона Ома и т.п., то не стоит сразу же лезть в «Википедию», хвататься за учебники или доставать бесконечными вопросами родственников и коллег. Попробуйте вспомнить. Хотя бы в течение нескольких минут. И только если совсем ничего из этой затеи не выйдет, обратитесь за помощью. Осознайте тот факт, что напрягая свой мозг, вы вольно или невольно провоцируете развитие памяти.
Способ №3. Представьте себе визуальный образ того, что хотите запомнить. Лучше, если он будет немного необычный. Человек гораздо легче запоминает нестандартные объекты, предметы, выпадающие из однообразного ряда. Можно даже усилить эффект запоминания, перенеся созданный образ на лист бумаги. Этот способ особенно подходит для людей с лучше развитой зрительной памятью.
Способ№4. Если вам необходимо запомнить определенный ряд цифр, например, номер телефона, то лучше всего соотнести его со знакомым вам номером, датой рождения родного человека или годом, в который произошло то или иное знаменательное историческое событие. Например, домашний телефон моих родителей – 25-09-51. Как это ни странно, но мой отец как раз и родился 25 сентября 1951 года. Конечно, это всего лишь совпадение, но, смею вас заверить, ассоциативных рядов можно найти очень и очень много. А с ростом объема получаемых знаний и возможности ассоциаций также будут возрастать в геометрической прогрессии. И, естественно, будет развиваться память.
Способ №5. Еще одним неплохим средством для скорого и качественного запоминания является практика объяснения стороннему лицу той информации, которую необходимо понять вам. В этом случае в дело вступает слуховая память, а точнее, все виды памяти работают и развиваются в комплексе.
Способ №6. Если у вас неожиданным образом появилось свободное время (например, вы стоите в автомобильной пробке), используйте его продуктивно. Например, решайте в уме несложные упражнения из школьной программы. Это также будет способствовать развитию вашей памяти.
Способ №7. Совершенствовать умственную деятельность хорошо помогает ежедневный анализ всего произошедшего за день. Уделите этому некоторое время, желательно перед сном. Вспомните мельчайшие детали того, что случилось в течение суток. Оцените поступки свои и своих коллег, друзей, родственников. В процессе самоанализа память интенсивно развивается.
Способ №8. Беда современного поколения состоит в том, что оно в большинстве своем совсем не читает книги. А ведь книги – это не только прекрасный источник знаний, но и незаменимый тренинг памяти. Читайте больше. Читайте осмысленней.
Способ №9. Вспомните, как в школе вас заставляли учить стихи. Согласитесь, что многое из заученного вы помните до сих пор. Учите стихи, тексты песен. Это тонизирует память. Причем, лучше всего начинать с произведений, отчасти вам знакомых, уже пропущенных через сердце и разум. Развивайте хорошую эстетическую память.
Способ №10. Запомните, что механическая зубрежка – враг памяти. У меня был один знакомый, бывший военный. Так вот, он очень часто критиковал современную систему образования в общем и конкретных знакомых ему учителей в частности, говоря: «Не умеют они учить. Вот у меня в воинской части были бойцы из союзных республик, которые русского языка совсем не знали, но устав мне рассказывали наизусть». Подобная «методика» не только не принесет пользы, но и будет способствовать ухудшению памяти, поскольку память – это осознанная психическая функция. Поэтому запоминайте осознанно.
Способ №11. Повторяйте, повторяйте и еще раз повторяйте. Не случайно народная мудрость гласит: «Повторение – мать учения». Однако здесь тоже следует придерживаться меры. Многократное, единовременное повторение малопродуктивно. Лучше всего повторять один-два раза в день, причем в одно и то же время (желательно перед сном). Это вне всякого сомнения улучшит вашу память.
Способ №12. Еще один из приемов ассоциации. Представьте, что на деловой встрече один из присутствующих называет вам свое имя. Постарайтесь сопоставить его с каким-либо известным, публичным персонажем. Например, Николай Николаевич – это почти как и президент (Владимир Владимирович), только ростом значительно выше, да еще и тезка Николаю Угоднику. А брови, действительно, похожи. Уверяю, новый знакомый вам обязательно запомнится.
Способ №13. Двадцать первый век – век ленивых. Технический прогресс настолько нас расслабил, что нам лень забить гвоздь, зашить порванную одежду, починить неисправный кран. Старайтесь делать хоть что-нибудь своими руками. Любая физическая работа (желательно осознанная) активизирует работу головного мозга, способствует насыщению его кислородом и, в конечном итоге, улучшает память.
Способ №14. Экспериментально доказано, что изучение иностранных языков в значительной степени снижает риск возникновения деменции, а следовательно является эффективным средством, препятствующим снижению познавательной деятельности и ухудшению памяти. Учите иностранные языки. В век интеграции это поможет усовершенствовать не только вашу память.
Способ №15. Развитие памяти напрямую зависит и от вашего эмоционального состояния. Чем больше в вас позитива, тем лучше ваша память, тем быстрее и эффективнее воспринимается вами информация. Поднимайте себе настроение всеми известными способами. Ваша память от этого только выиграет.
Способ №16. Что бы ни происходило в вашей жизни, не ленитесь. Творчески относитесь к высказанным здесь советам по развитию вашей памяти и применяйте их на практике. Если человек по сути своей ленивый, хорошей памятью он не будет обладать никогда.
Способ №17. Периодически ловите себя на мысли о том, что развитие вашей памяти – это трамплин к новым высотам в жизни и в профессиональной карьере. Это будет стимулировать вас к очередным действиям.
Способ №18. Ищите необходимую информацию везде, где только это возможно: в литературе, во всемирной паутине. Критически относитесь к предлагаемым вам советам, отбирая только надежные и проверенные варианты.
Максимально загружайте свою память, применяя описанные выше способы. Помните, чем больше мы ее эксплуатирует, тем выше вероятность того, что она не подведет нас в самый ответственный момент.
Как развить память у школьника
Безусловно, большинство родителей тревожит насущный вопрос – каким образом можно развить память школьника? Не секрет, что именно в школьные годы подростку требуется запоминать массу информации, объемы которой подчас просто шокируют. У некоторых детей этот процесс происходит совсем безболезненно, они сразу включаются в работу и не испытывают каких-либо затруднений. Как правило, этих детей заранее готовили к школе, выкладывая за репетиторство немалые суммы. Значительную роль в подготовке к школе играют и представители старшего поколения, различного рода дедушки и бабушки, много занимающиеся с детьми с самого их дня рождения, пересказывая им сказки и уча стихи. Однако многим детям процесс запоминания новой информации дается чрезвычайно непросто. И перед родителями возникает извечный вопрос: как развить у ребенка хорошую память, можно ли ее натренировать? Ответ лежит на поверхности. Не только можно, но и нужно. И чем быстрее и активнее вы начнете необходимые тренировки, тем вероятнее будет желаемый результат.
Как известно, различают три основных типа памяти: зрительную, слуховую и память на движения. Кроме того, некоторые специалисты выделяют еще и комбинированную или комплексную память, включающую в себя основные элементы трех названных выше.
Занимаясь с ребенком с самого рождения, родители, безусловно, не могут не заметить, что ему, например, легче усваивать информацию, если она ориентирована на слуховую память (текст читается родителями вслух) или, наоборот, на зрительную (читает самостоятельно, комментирует увиденное). Многие дети гораздо лучше и тверже запоминают, если при этом записывают или зарисовывают получаемую информацию. К некоторым следует применят комбинированные методики. В конечном итоге выбор остается за самими родителями. Однако, несмотря на то, что, как правило, у ребенка в большей степени выражен какой-либо один тип памяти, родителям следует развивать и остальные, сочетая и комбинируя их в процессе обучения и воспитания.
Начиная изучать новый материал или очередную тему, всегда вспоминайте, что вы изучали со своим ребенком в прошлый раз, озвучивайте основные тезисы предыдущего занятия. Это тонизирует память подростка, позволяет вспомнить изученное ранее и настраивает его на серьезный лад.
Начиная занятия со школьником младших классов, обратите особое внимание на окружающую обстановку. Родителям следует не забывать, что маленький ребенок быстро отвлекается на посторонние предметы и, как следствие, сбивается и нарушает установленный вами ход занятия.
Обязательные упражнения для развития памяти школьника
Ребенку, особенно обучающемуся в начальной школе, в обязательном порядке следует неоднократно повторять материал вслух, детально его проговаривая. Важное значение при этом имеет контроль со стороны родителей и взрослых родственников. Если подросток не полностью сумеет осуществить пересказ, следует попросить его повторно вернуться к изучаемому материалу, после чего вновь осуществить попытку. И так вновь и вновь ребенок, возвращаясь к тексту, будет значительно лучше и увереннее пересказывать прочитанное, тем самым улучшая и развивая свою память.
Находите ключевые моменты в тексте. Это могут быть отдельные фразы, устойчивые словосочетания, цитаты классиков. После чего постарайтесь каким-то образом связать их друг с другом. Эти ключевые моменты в дальнейшем будут служить для вас опорой, отправной точкой воспроизведения всего текста.
Сочиняйте и творите в процессе запоминания, выдумывайте различные примеры. Причем, делайте это с полным осознанием того, о чем идет речь. Именно конкретные жизненные примеры, отражающие вашу жизнь, помогут ребенку разобраться в сложном материале. Перенесите ситуацию из рассказа классика на нашу действительность.
Обязательно делайте перерывы в процессе изучения материала. Особенно это касается работы с младшими школьниками. Утомление и переутомление ребенка в процессе учебы – плохой помощник в деле улучшения памяти. Лучше дайте своему чаду немного отдохнуть и вернитесь к занятиям несколько позднее.
И самое главное – занимайтесь не эпизодически, а соблюдайте определенную систему. Лучше всего проводить занятия в одно и то же время и запоминать примерно равные по объему блоки информации, чем в канун ответственного экзамена загрузить ребенка неподъемной массой знаний. Никакая, даже самая натренированная память в этом случае вам не поможет.
Немного игры не помешает
В процессе обучения не помешает немного поиграть с детьми. Это, с одной стороны, даст им возможность слегка отдохнуть и расслабиться, а с другой – также будет способствовать развитию памяти. Естественно, только в том случае, если предложенные вами игры будут развивающими. Приведу лишь один пример такой игры. Назовем ее, скажем, «веселый садовод». Или как вам будет угодно («веселый повар», «веселый дворник», «веселый сапожник» и т.п.). Идеальный вариант, если в предложенной игре участвуют не менее трех «садоводов». К игре могут присоединиться и взрослые, но лучше, если возраст участников более-менее равномерен.
В самом начале всем детям, участвующим в игре, а также зрителям (если таковые имеются) объясняются правила. Начинает игру один ребенок, который говорит: «Я – веселый садовод, пошел на рынок и купил лейку». Второй участник игры должен продолжить фразу своего «коллеги», не искажая ее и не пропуская слова, дополнив чем-то своим. Например, «Я – веселый садовод, пошел на рынок и купил лейку, а также лопату». Соответственно третьему (и последующим) участникам необходимо в точности воспроизвести фразу, составленную из высказываний предыдущих «садоводов», расширив ее своей «покупкой». Задача, на первый взгляд, не сложная, но в один «прекрасный» момент кто-то из участников, контролируемых зрителями, допустит-таки ошибку. Впрочем, если позволяет время, не следует сразу же прекращать игру. После объяснения проштрафившемуся «садоводу» причины остановки игры, она возобновляется вновь по установленным правилам. Единственное исключение составляет тот факт, что допустивший ошибку ребенок начинает свою игровую фразу со слов: «Я веселый, оштрафованный садовник…». И так до следующего фола. Проигравшим оказывается тот ребенок, который допустил две ошибки. Впрочем, критерии игры варьируются и могут устанавливаться самими родителями или педагогами.
Данная игра широко востребована на постсоветском пространстве и может быть использована для развития памяти не только у детей и подростков, но и у более возрастных индивидов.
Комментарии
0
#1
Яна
16.04.2013 07:26
у дошкольников стоит использовать некоторые приемы, развивающие внимание и наблюдательност ь, они будут способствовать развитию памяти.
Цитировать
0
#2
Андрей777
27.06.2015 07:20
Спасибо за интересную и полезную статью! Мне понравились ваши советы и рекомендации.
Цитировать
0
#3
Ирина Остолько
06.02.2016 19:15
Сейчас куча онлайн тренингов памяти.
Цитировать
Обновить список комментариев
RSS лента комментариев этой записи