Человеческий эгоизм
Содержание
Многие из нас сталкивались с такой повседневной и насущной проблемой как эгоизм. Также известно и альтернативное название этого явления – эгоцентризм. Поведение людей-эгоистов достаточно грубое, они редко обращают внимание на других людей, зачастую, примером эгоизма является люди, которые, идя по улице, просто расталкивают прохожих локтями или наступают им на ноги.
Первостепенное значение для эгоистов имеют их личные амбиции, удовлетворение собственных потребностей и желаний, их совершенно не интересуют заботы и проблемы окружающих людей. Эгоизм человека приводит к тому, что его сердце, неспособно отвечать на импульсы других сердец, словно находится в некоем панцире, сквозь который душе невозможно найти выход наружу и проникнуть в сердца окружающих. Одна из теорий эгоизма с уверенностью утверждает, что корни данного состояния берут свое начало еще в раннем детстве, когда у ребенка нет надобности в совместном действии, и все предоставляется ему как на ладони, иными словами, ребенок воспринимает все как должное.
Взрослея, такое чадо, страдающее от эгоизма, не способно осознавать, что его поведение доставляет окружающим дискомфорт. У ребенка потребительское отношение абсолютно ко всему, что его окружает, и мир он оценивает лишь с точки зрения пользы, которую ему он может принести. Именно в детстве коренятся причины эгоизма.
Люди-эгоисты не способны испытывать такого чувства как любовь не только по отношению к окружающим, но и даже по отношению к самим себе. Такая черта характера как эгоизм, чаще всего либо способствует адаптации в окружающем мире, либо активно препятствует этому процессу. Эгоизм не стоит расценивать как себялюбие, поскольку, заботясь о своем собственном благе, человек абсолютно никак не препятствует достижению этого самого блага окружающими его людьми, а зачастую способен даже совмещать свои интересы с интересами близких. Также не стоит путать самомнение или самодовольство, поскольку это уже скорее проявление индивидуализма, нежели эгоизма.
Эгоизм может быть как активным, так и пассивным. Активным эгоистам свойственна прекрасная ориентация в окружающем их мире, они умеют делать людям приятно, знают, где, когда и как использовать нужные комплименты. Однако, при беседе с человеком, люди, страдающие эгоизмом, редко вдаются в суть сказанного собеседником, поскольку все их диалоги сводятся лишь к достижению собственной цели и полученная информация их не особо интересует. Идя к своей цели, активные эгоисты способны очень далеко зайти, и зачастую репутация в обществе их редко интересует.
Другим примером эгоизма являются пассивные эгоисты, которые гораздо опаснее активных, поскольку ничего хорошего общение с ними не сулит. Такие люди для достижения своих корыстных целей буквально идут по головам, действуя грубо и совершенно не дальновидно, пассивные эгоисты никогда не идут на уступки, не обладают абсолютно никакой гибкостью характера, что зачастую и является основной причиной эгоизма. Как правило, эти люди обречены лишь на одиночество, поскольку окружающие достаточно быстро проникают в суть их личности и скорейшим образом отказываются от дальнейшего общения с ними.
Формы эгоизма
Также возможны и различные вариации (формы) проявления эгоизма.
-Замаскированный тиран, постоянно прикидывающийся жертвой – известная форма проявления эгоизма. Основная цель такого тирана – скрытый контроль за окружающими. Эти люди постоянно склонны причитать и жаловаться на все подряд (на здоровье, сон, аппетит и прочее), будучи зачастую намного сильнее и выносливее окружающих. Замаскированные тираны – это тонкие игроки, добивающиеся своей цели путем обмана.
-Еще один пример эгоизма – нарциссическое расстройство психики. Такие люди сосредоточены лишь на собственной персоне, они способны говорить о себе часами. Им свойственно преувеличение их важности и значимости в обществе, они абсолютно не выносят критики. Но зачастую, в душе таких людей коренится обман, постоянная неудовлетворенность, нелюбовь к себе, беспомощность.
-Также известен так называемый истерический тип людей (одна из форм эгоизма), живущих в вечном напряжении и тревоге. Для таких людей единственным способом привлечения внимания окружающих является разыгрывание спектакля даже по мельчайшему поводу. Внимание людей для эгоизма истерического типа крайне необходимо, если же эгоист его не получает, он начинает обвинять всех вокруг в своих неудачах, выливает свою агрессию на окружающих, плачет. Они не потерпят равнодушия к своей персоне, поскольку для них жизненно важно постоянное подтверждение и восхваление их собственных достоинств. Однако внутренне эти люди совершенно не уверены в себе и чрезвычайно мнительны, хоть и тщательно это скрывают.
Эгоизм во взаимосвязи с энергетикой
Рассматривая эгоцентризм (эгоизм) с точки зрения энергетики, можно отнести данное явление к некой болезни, основными проявлениями которой является сосредоточение человека на самом себе, на своем внутреннем мире и тотальный уход от внешнего мира, замыкание в себе. Эгоцентричный человек зачастую просто не способен воспринимать объективную реальность во всем ее проявлении. В медицинской практике примеры эгоизма имеют различные названия и вариации. В основном, человек просто уходит от внешнего мира, не принося совершенно никакого вреда окружающим его людям. Исходящие при таком эгоизме токи являются индифферентными, то есть какого-либо дискомфорта внешнему миру причинить они не способны (однако и здесь возможно различные варианты).
С другой стороны, эгоизму свойственно определенное взаимодействие с внешним миром посредством людей, для которых собственное «я» играет главенствующую роль. Энергетика столь различных по своему роду явлений, в основном, носит одинаковый характер. В обоих случаях в человеке формируется некая капсула, которая и препятствует взаимодействию непосредственно самого эгоиста и окружающего его мира, как бы заслоняя при этом весь внешний мир и зачастую полностью его заменяя.
Подобное определение («капсула») не способно раскрыть всей сути эгоизма, однако оно позволяет иметь примерное представление о происходящем в душе человека. Итак, капсула (полностью или лишь частично) блокирует возможность восприятия внешнего мира посредством отвлечения от собственного «Я» (то есть объективно) и позволяет производить данный процесс только с сосредоточением на самом себе и подчинением этому «Я». При подобном примере эгоизма внутренняя гармония человека нарушается, он испытывает дискомфорт, для полноценного развития его личности ему не хватает конструктивного общения с окружающими его людьми, с ближними. И далее, как в известном рассказе А.П. Чехова, такая личность просто становится не кем иным как «человеком в футляре».
Понять и простить
Человеку с эгоизмом свойственно совершать зачастую абсолютно неадекватные поступки, не только с точки зрения морали или этики, но и элементарных общественных требований и понятий, и тем более альтруизма.
Здоровым людям, безусловно, крайне неприятны подобные проявления (такие как грубость, хамство, унижение и прочее), однако стоит постараться понять людей с таким недугом как эгоизм. Общество научилось адекватно воспринимать физически нездоровых людей, рожденных с какими-либо дефектами или аномалиями, значит, нужно научиться понимать и эгоистов, ведь данное заболевание, хоть зачастую и приобретенное в процессе жизнедеятельности, не менее серьезное. Для человеческого эгоизма так называемый канал взаимодействия с внешним миром просто перекрыт, что является грубейшим душевным дефектом, который не стоит воспринимать как недостаточное или неверное воспитание, распущенность или что-либо иное, ведь причина эгоизма не в этом. Душевные изъяны намного страшнее и гораздо сложнее поддаются лечению, нежели физические.
Люди-эгоисты нуждаются в помощи, их нужно жалеть, поскольку души их не способны самостоятельно пробиться через эту внутренне сформированную «капсулу». Человеческий же разум лишь тешит себя иллюзиями относительно того, как унизить или оскорбить такого действительно душевно больного эгоизмом человека, а между тем, это отнюдь не геройство, а проявление антигуманных жизненных позиций.
На самом деле, здоровым эгоизмом это не назовешь, и выход из сложившейся ситуации один – молиться, поскольку именно молитва способна создать некий барьер для темных стрел, которые атакуют жертву эгоцентризма. Кроме того, молитва уменьшает уровень агрессии, эмоциональных выплесков и помогает и самому обидчику и тому, кто страдает эгоизмом, оказывая при этом согревающее воздействие на него. Однако для неверующих людей данный вариант, безусловно, не подойдет. В любом случае, не стоит идти на поводу у эгоцентриста или отвечать ему тем же, сопротивляться.
Исторический пример (эгоизма и альтруизма) Иисуса Христа заставляет нас задуматься о многом: почему же он все-таки молился о душах тех людей, которые так жестоко поступили с ним, распяв его на кресте? Был ли этот поступок совершен лишь только благодаря душевной доброте Спасителя или его мягкосердечию? Разумеется, нет. И это не человеческий эгоизм. Ведь Иисус знал, что души эти – заблудшие и нуждаются в спасении, а путем распятия восстанавливается нарушенная (опять-таки же ими самими) целостность пространства. Не стоит забывать о примере личности, которая видела человеческие души насквозь со всеми их пороками и недостатками, и умела прощать все это.
К сожалению, люди зачастую просто не способны понять, что перед ними действительно душевнобольной эгоизмом человек, что душа его в капсуле, через которую не может проникнуть положительная энергетика, и редко такой человек поистине желает кому-либо зла на самом деле. Если бы всем людям было дано прийти к осознанию этого, то они бы не тратили в пустую столько времени и сил на выяснение обстоятельств, доказательства своей правоты и прочее. Просто бы поняли и простили, и в мире воцарилась бы гармония.
О разновидностях эгоизма
Между тем, слово «эгоист» для многих интеллигентных людей является ничем иным как оскорблением их личности. Это обвинение всегда точно попадает в цель, и его можно отнести к разряду универсальных, поскольку зачастую оно способно спровоцировать попытку опровергнуть его и доказать обратное. Известно, что эгоистичное поведение – это стыдно, однако так часто хочется поступать именно таким образом, а не иначе, да еще и с учетом того, что нас окружает так много других эгоистов, зарплата которых выше, место для парковки ближе, да и цвет лица лучше.
Эгоизм в качестве жизненной позиции крайне опасен, поскольку за хорошим цветом лица он еще несет в себе и прочую нагрузку, и определенные сложности. Однако, можно сказать, что если на руках у вас уже имеется аттестат зрелости, то самые трудные этапы эгоизма вам уже не страшны – они вами пройдены. Далее, стоит определиться, на каком именно этапе вы сейчас находитесь.
Итак, врожденный эгоизм свойственен всем млекопитающим с самого момента зачатия без исключения. Отсюда вывод, что все-таки эгоистами не становятся, а скорее рождаются. В процессе развития эмбрион в полном объеме потребляет все ресурсы материнского организма (то есть является эгоистом), предоставляя взамен лишь толчки в ребра. Но опять-таки же: цель полностью оправдывает себя, ведь главное – это здоровый и полноценный плод.
Человеческая природа устроена таким образом, что из всех млекопитающих именно ребенку необходимо самая длительная забота и попечение после рождения, что продлится как минимум до того момента, пока он не начнет более-менее самостоятельно ориентироваться в пространстве. И ведь никому и в голову не придет назвать шестимесячного младенца эгоистом, несмотря на то что в его «подчинении» находится почти вся семья.
Одна из теорий эгоизма говорит о том, что у людей существует потребность заботиться о ком-либо, и грудной (да и не только) ребенок очень кстати подходит на эту роль в качестве подопечного. Однако потребность эта будет сформирована лишь у тех личностей, чьи нужды были своевременно удовлетворены и в достаточном количестве. Другими словами, если о новоиспеченной матери и отце их родители в свое время хорошо заботились и правильно воспитывали, то и они станут прекрасными родителями в свою очередь. Конечно, не стоит переусердствовать с излишней заботой, поскольку, если полностью лишить ребенка самостоятельности и чрезмерно опекать в возрастной категории от года до трех лет, его младенческий эгоизм перерастет в более серьезные и опасные формы.
Отдельно стоит сказать об инфантильных людях, чей эгоизм остановился на стадии младенческого развития. Такие люди не способны самостоятельно заботиться о себе и часто перепоручают эту заботу кому-нибудь другому, создавая иллюзию беспомощности, зачастую лишь для привлечения внимания окружающих. Инфантильные личности никогда и ничего не отдают взамен, они лишь принимают. Эти люди очень милы и обходительны, и на первый взгляд создается впечатление, что никакими эгоистами они, разумеется, быть не могут, однако это не так. Называться полноценной ячейкой общества они также не могут, в связи со своей несамостоятельностью и зависимостью от других людей.
Другой разновидностью эгоизма является наивный эгоцентризм. В сознании ребенка, только что покинувшего колыбель и начинающего освоение мира, окружающая его действительность во всем ее многообразии продолжает свое существование лишь для него. Ребенок воспринимает себя как некий центр вселенной, в которой все происходит для его блага: солнце припекает, чтобы ему тепло было, птицы заливаются песнями, чтобы веселей становилось. Расцвет эгоизма приходится на возраст от года до семи лет. Достаточно верно была отмечена известным французским психологом и исследователем Жаном Пиаже особенность детского мышления, совершенно отличная от взрослого: ребенок не способен до определенного возрастного ограничения абстрагироваться от собственной личности и позиционировать себя на месте какого-либо другого человека.
Хорошо продемонстрирована данная особенность мировосприятия ребенка в знаменитой задаче Бине, повествующей о трех братьях. Суть ее такова, что в семье имеется три брата, и если одному из них задать вопрос «сколько у тебя братьев?», то мальчик ответит, что двое, если же спросить «сколько братьев у твоего брата?», ответ ребенка будет «один». Вывод таков, что ребенку сложно позиционировать себя как чьего-либо брата, поскольку для этого необходимо поставить себя на место этого самого брата, как бы «в чужую шкуру влезть» (данная способность формируется у детей лишь ближе к школьному возрасту). Для ребенка дошкольного возраста эгоизм является неким творческим «инструментом», позволяющим справиться с хаотичным и неуправляемым окружающим его миром. Четырехлетний ребенок ощущает себя Гарри Поттером, который становиться причиной всего, что происходит в мире, и, следовательно, способен сам его изменить.
Однако не всем свойственно умение позиционировать себя с точки зрения другого человека, и часто по-настоящему одаренные дети становятся талантливыми, но эгоистичными взрослыми, для которых окружающий мир продолжает свое существование в качестве их самих. Кроме того, сохраняются и другие, свойственные эгоистическому мышлению, признаки, среди которых одухотворение природы и наделение происходящих событий личностным тайным смыслом. Но именно эти черты и позволяют поэту стать поэтом, художнику художником, ведь все происходящее в мире его касается лично. Зачастую самоуглубленность некоторых ученых приводит к появлению карикатур, однако своего максимального развития эгоизму удалось достигнуть в таком философском течении как солипсизм.
Основное учение последователей солипсизма сводится к признанию своей собственной «внутренней» реальности в качестве единственной существующей, а весь мир, в понимании солипсистов – плод их воображения. Спор с приверженцем данного философского течения ни к чему не приведет, поскольку он будет полагать, что спор его происходит с ним самим. Однако, кинув молоток в ногу такого философа и удачно попав в нее, вы оттолкнете его от себя, и впредь он будет сторониться вас. В любом случае, это хороший показатель, ведь подобное поведение говорит о том, что такой солипсист как минимум психически здоров. В случае же совершенно неадекватных действий оппонента при попытке остановить полет молотка силой мысли или искреннего удивления относительно того, как он сам себе в ногу кинул молоток, вам самим лучше избегать дальнейшего общения с таким человеком. Здесь речь идет о крайней степени развития эгоизма, что, в свою очередь, является одним из серьезнейших симптомов нарушения психического здоровья индивида.
Стадии эгоизма
Однако, это далеко не все возможные примеры эгоизма, поскольку жизненные ситуации бывают различными и зачастую они способны остановить развитие человеческого эгоизма, задержав его в определенной стадии.
Подростковый нарциссизм
Известная древнегреческая легенда повествует о юноше Нарциссе (сыне речного бога и нимфы), который был невероятно красив и обладал чересчур высокомерным нравом. Он отверг множество прекрасных поклонниц, однако, одна из них (по имени Эхо) все же не смогла пережить неразделенной любви и погибла от томления по неприступному юноше. Богиня Немесида наказала гордеца, и он полюбил всей душой собственное отражение в воде, когда спустился попить и, наклонившись, увидел его в водной глади. Так и умер он, подобно Эхо, от мук неразделенной любви к самому себе (а вернее к своему отражению, которое, увы, не могло ответить юноше взаимностью). По этой легенде название «нарцисс» носит не только миленький желтый цветок, но и невротическое расстройство.
Нарциссизм проявляется в тотальном фокусировании человека на своей собственной персоне и невозможности какой-либо эмоциональной привязанности. Проблема такой личности коренится далеко не в любви к самому себе, а даже наоборот. Люди-нарциссы имеют два противоположных полюса, между которыми и происходит их неустанное метание. То нарцисс стоит на вершине мира, он грандиозен в своих достижениях, то оказывается полным ничтожеством, но и здесь он уникален и грандиозен, поскольку лишь он один может быть так ничтожен. Нарциссы не способны испытывать любовь даже к самим себе просто за то, что они есть, а только лишь в тех случаях, когда они добиваются поистине чего-то выдающегося. Если же нарцисс окажется смещенным с пьедестала кем-либо другим, то депрессия ему обеспечена.
Каждый человек испытывал подобные чувства, будучи еще в подростковом возрасте, когда любая удача вызывала бурю эмоций, а какое-либо достижение вводило в состояние эйфории от собственных возможностей. Однако длилось это не долго, ведь простой прыщик на видном месте мог загнать подростка в состояние глубокой депрессии. Для того чтобы пережить эти сложные жизненные этапы становления личности, подросткам, безусловно, требуется опытный советник, ну или просто хороший друг, который поможет полюбить себя не только за какие-либо достижения, а просто так.
Общественный индивидуализм
После преодоления всех возрастных кризисов человек вливается в общество (или социум), где существует риск просто затеряться среди безликой толпы людей, а между тем окружает человека масса эгоистов различных типажей, которые в любую минуту готовы загрести жар при помощи чужих рук. Эгоисту необходимы другие люди с целью их дальнейшего использования. Диктатура является одним из самых эффективных примеров эгоизма, при котором силы целого народа направлены на удовлетворение каких-либо потребностей индивидуальной личности.
Примером же здорового эгоизма будет индивидуализм, когда личность добивается своих целей, не принося при этом вреда окружающим. Кроме того, индивидуалист помогает и другим людям, поскольку помощь ближнему является частью общей концепции индивидуализма, основываясь на том, что при соперничестве на кон ставится все, и в случае проигрыша все и будет потеряно, а при коллективном содействии, хоть выигрыш и меньше, зато количество общих благ в разы возрастает. Поэтому, выгода здорового эгоиста напрямую связана с выгодой общественной, и он активно содействует окружающим его людям, поскольку понимает, что это содействие также принесет ему выгоду. Однако личным благом индивидуалист готов жертвовать лишь до определенной степени, это не те люди, которые готовы снять с себя последнюю рубаху. Подобный разумный эгоизм и можно назвать индивидуализмом.
Единого мнения относительно эгоизма все-таки не существует: свойство характера это или болезнь — остается неизвестным. В любом случае, завуалировать эгоизм невозможно, он моментально проявляет себя как в отношениях, так и в различных жизненных ситуациях.
Взаимосвязь эгоизма и альтруизма
В психологии понятие «эгоизм» неразрывно связано с другим, противоположным по значению понятием «альтруизм». И если первое имеет отрицательную коннотацию, но второе, напротив, положительную. Известный теоретик Адам Смит придерживался мнения относительно того, что достижение собственной выгоды невозможно без удовлетворения чьей-либо потребности. Данная теория весьма актуальна и в наше время, хотя она не раз была подвержена критике со стороны многих выдающихся людей. Но именно эта концепция и заставляет задуматься над такими понятиями как эгоизм и альтруизм.
Сам принцип альтруизма представляется нам совершенно бесполезным и весьма размытым, что же касается эгоизма, то здесь все давно понятно и известно. Но альтруизм не может быть бесполезным, поскольку, если пристально взглянуть и вникнуть во все законы природы, то станет очевидно, что все в ней устроено по альтруистическому принципу. Элементарный пример: каждая клетка человеческого организма действует на все благосостояние человека в целом, каждого его органа, а вся флора и фауна своей работой способствует поддержанию здорового баланса природной системы.
При пристальном рассмотрении можно увидеть, что корень зла всех проблем людей заключен именно в человеческом эгоизме, оказывающего пагубное воздействие на жизнедеятельность человека. Возможно, что при изучении этих двух противоположных феноменов эгоизма и альтруизма, обнаружатся новые пути и способы помощи человеку.
В процессе своей жизнедеятельности, проходя новые этапы становления личности, человек получает колоссальный опыт и ответ на вопрос кто он или по какой причине какие-либо события с ним происходят. И ведь вполне возможно, что этап становления личности каждого человека должен пройти под знаменем перехода от эгоизма к гуманному альтруизму.
Большинство известных фундаментальных психологических теорий апеллирует такими феноменами как эгоизм и альтруизм, освещая их по-разному и рассматривая с различных углов зрения.
Как уже было сказано ранее, эгоизм и альтруизм – понятия совершенно неразделимые. И вряд ли их можно считать противоречащими, поскольку они являются ни чем иным как дополнением друг друга. Основополагающим элементом этих феноменов является нравственность, ведь именно нравственные поступки способны принести пользу, а также радость и эгоисту, и альтруисту. Самым высоким ценностным стандартом, безусловно, является человеческая жизнь, и все, что ей угрожает – это зло, а все, что способствует, разумеется, добро. Выходит, что эгоист, заботящийся о благах собственной жизни, совершает не менее благородный поступок, чем альтруист, проявляющий заботу о жизнях других людей. В ситуации, когда возможности безвозмездного оказания помощи другим людям исчерпывают себя, альтруист становится эгоистом. Если же эгоист имеет возможность помочь ближнему, извлекая при этом выгоду для себя самого, то он превращается в альтруиста.
Как для эгоиста, так и для альтруиста жизнь – это некий ценностный стандарт, а собственная жизнь – нравственное предназначение. Они руководствуются такими понятиями как разум, предназначение и самооценка, а также гордость, продуктивность и рациональность. Что же касается людей, живущих при помощи силы, а не разума, то их не относят ни к числу эгоистов, ни к числу альтруистов – это лишь животные.
Для здорового эгоизма и альтруизма в сфере морали не может быть абсолютно никаких компромиссов. И альтруист, и эгоист никогда не будут иметь дело с подлым человеком: первый потому, что тот просто подлец, а второй в целях сохранения собственной репутации. Мышлению эгоиста и альтруиста свойственно апеллирование вполне четкими категориями без серых тонов: есть только черное (зло) и белое (добро). Смягчающих обстоятельств нет, также как и скидок на нюансы.
Комментарии
+2
#1
Жаннет
22.04.2013 10:53
плохо конечено когда себя так ведут люди, без отзывчивости, ты им делаешь все, а они как не знаю кто поступают.
Цитировать
Обновить список комментариев
RSS лента комментариев этой записи