Развитие воспитания от древних времен до современности

Развитие воспитания от древних времен до современностиЕще первобытные люди понимали, что вырастить будущего охотника без его обучения было невозможно. Примерно в 40-30 тыс. лет до н.э. вместе с обучением появилось и воспитание подрастающего человека.

Это связано с тем, что у человека появилась примитивная речь. И теперь он мог объяснить молодому охотнику все привычки зверей, а также показать способы охоты на них. Второй причиной возникновения воспитательного процесса является обучение молодежи в изготовлении орудий труда, начиная с простейших методов обработки камня и оканчивая умениями плавки металла. Поэтому у древних людей воспитанием занимался весь род, и все молодые люди обучались одинаково. Когда появилась семья, то теперь функция воспитателей перешла к родителям. Именно здесь оно начинается отличаться от предыдущего. Дети перенимали от родителей все лучшие качества и использовали их на практике, при этом усовершенствовали свои знания. Постепенно из поколения в поколения знаний становилось все больше и больше. Так как все взрослое население было занято, то появилось необходимость в создании домов молодежи, которые отдаленно напоминали современные школы. Именно в них старики обучали детей всем премудростям жизни. Вначале их учили вместе, а затем началось разделение обучения: мальчиков обучали охоте мужчины, а девочек ведению хозяйства – женщины.

Contents

Воспитание во времена Античности

В эпоху возникновения первых цивилизаций изменилось и воспитание молодого поколения. И особенно хорошо это видно на примерах полисов Афины и Спарта в Древней Греции. В Афинах до 7 лет дети воспитывались дома под присмотром матери и обученного раба. С 7 лет мальчики шли учиться в так называемые «схолле», то есть школы. Кроме обычных предметов они изучали музыку и литературу. Именно эти предметы позволяло молодым афинянам окунаться в мир прекрасного. Греки большое внимание уделяли физическому воспитанию, и поэтому они с удовольствием занимались физическими упражнениями. Таким образом, в Древних Афинах развивали эстетическую и физическую культуру одновременно. В Древней Спарте все было наоборот. В ней большое внимание уделяли спорту и обучению воинскому искусству, а вот на остальные науки они не обращали внимания, считая, что воину лишние знания были не нужны. Девушки в Спарте также большое время уделяли физическим упражнениям, поэтому у них рождались здоровые дети. Также в Спарте существовал обычай убийства больных детей, мотивируя тем, что они не смогут быть сильными воинами. В Древнем Риме вначале воспитание молодежи проходило таким же образом, как и в Элладе, но затем оно изменилось. Именно в Риме школы разделились на три возрастные категории: начальная, средняя и высшая. Римляне смогли умело соединить все виды обучения в одно единое целое, чтобы получить полноправного гражданина Рима.

Воспитание у древних славян

Когда Западная Римская империя пала, на ее место пришла анархия в лице варварских королевств. Только через несколько столетий необузданные варвары смогли создать основу будущих процветающих государств. Именно тогда начинают формироваться европейская, славянская, азиатская, а потом и американская цивилизации.
В славянском мире большое внимание уделялось материнству. Именно любовь матери к младенцам вначале исходила в колыбельных песнях, а затем в присказках, сказках и других видах фольклора обогащала детский мир знаниями, а также развивала музыкальный и художественный вкус. У славян огромную роль отыграло эстетическое воспитание. Самое интересное то, что ни в одной летописи нет ругательных слов, и очень много наставлений. Владимир Мономах в своем произведении «Поучение детям» наставлял детей на путь истинный, и давал им различные советы, которые сегодня заложены в этике поведения. Со второй стороны детей уму разуму учили дома родители и их родственники. Именно в это время огромную роль в воспитании молодежи начали отыгрывать крестный папа и крестная мать. Большую роль в воспитании подрастающего поколения играл народ. Традиции славянского народа, в которые входила ответственность, честь, долг перед родителями и Родиной, честь, любовь, совесть и другие лучшие качества, начинают выступать как главное средство в воспитании молодежи.

Воспитание в средние века

В средние века общество отвергало свободомыслие, и требовало полной покорности, даже если это был и богатый феодал. Именно воспитание покорности у человека и начала заниматься религия. Представители церкви полностью контролировали всю жизнь человека, не допуская даже малейшего отклонения от строго ограниченного жизненного пути. Учителями в то время являлись священники, которые главной и единственной книгой считали Библию. Именно там человек мог найти ответ на любой вопрос, который не всегда мог полностью объяснить то или иное явление. Священники и монахи доносили для народа Божьи заповеди, такие как справедливость, равенство, любовь к ближнему, и при этом готовили человека к загробной жизни, отвергая при этом значение земной жизни. Все отклонения в мыслях и поступках жестоко наказывались, вплоть до физического уничтожения. Именно в это время на площадях запылали священные костры, на которых сжигали не утвержденные церковью книги, и публично сжигались еретики. Постепенно церковь полностью подчинила себе образование, и не давало возможности молодым людям получить истинные знания. Науку в средние века религия назвала дьявольской служанкой, и настраивало все общество к небольшой группе ученых. В то же время появлялись направления лженаук, которые пропагандировала церковь. К ним относилась схоластика, астрология, алхимия и другие, непонятные для простого человека научные дисциплины.
Детей феодалов обучали военному делу, так как грамотность они не признавали. Постепенно вырисовываются облики семи «рыцарских наук», в которые входило фехтование, езда на лошади, охота, плавание, игра в шахматы, игра на музыкальном инструменте и пение, а также танцы. Как видим, в средние века воспитание сводилось лишь в почитании Бога. А также создавался романтический образ рыцаря, у которого не было плохих качеств, и он полностью владел всеми благоденствиями.

Воспитание в Новое время

В Новое время на первый план выходит новый класс — буржуазия. Именно она начала создавать предприятия нового типа для своего обогащения. Вместе с ней возник еще один класс — пролетариат. Это рабочие, которые работали на многочисленных фабриках. Технологический прогресс принес не только пользу, но и огромный вред для развития общества того времени. Большое население городов, а также антисанитарное условия жизни людей приводило к возникновению многочисленных очагов болезни. Кроме этого тяжелые условия труда и нищенские заработные платы привели к резкому ухудшению здоровья и физическому развитию простых рабочих.
Прогрессивные представители буржуазного общества начали предлагать проекты реформ в области образования. На первое место в воспитании молодого поколения они поставили физическое и моральное воспитание.
Именно в данный период зародились педагогические идеи, которые с изменением существуют и сегодня.
Например, Ян Коменский кроме разработки теории об образовании большое внимание уделял физическим упражнениям, которые должны были укреплять здоровье детей. Именно он сказал, что независимо от богатства и статуса родителей при правильном воспитании любой ребенок может стать образованным. Идеи и разработки Коменского вошли в основу такой науки как педагогика.
Еще один представитель гуманистов того времени Джон Локк также большое внимание уделял физическому воспитанию молодого поколения. Кроме этого он большую роль отводил питанию, быту семьи, а также гигиене одежде ребенка. Еще Локк предлагал соблюдать режим дня, и заниматься на свежем воздухе физическими упражнениями или играть в подвижные игры.

Воспитание советской школы

После Октябрьской революции в России изменилась система образования и воспитания. Учителя в основном обращали большое внимание на воспитание детей с помощью коллективизма и труда. Школам давались участки земли, на которых работали ученики. Весь урожай отвозили в школьные столовые, чтобы питание было дешевле. Кроме этого постепенно начинали в школах открываться учебные мастерские различных направленностей, и ученики на уроках труда своими руками ремонтировали школьную мебель. Также большое внимание начали уделять гимнастике, урокам физкультуры. Появились уроки, на которых прививали эстетику у учеников.
В это время возникает коммунистическое воспитание, которое начинает занимать главенствующее место в школах. Учителя истории и общества кроме знаний по предметам старались воспитывать политическое сознание учеников. Эти все методы позволяли расширить кругозор знаний у детей, и пробуждали активность для участия старшеклассников в строительстве социализма. Именно тогда появилась молодежная организация – комсомол, которая являлась верным помощником Коммунистической партии Советского Союза. Комсомольцы являлись инициаторами трудовых субботников и воскресников. Они устраивали различные вечера, которые посвящались праздничным дням. Также они принимали участие в работе по программе Ликбеза (ликвидации безграмотности), проводили массовые чтения газет и журналов. Комсомольцы ставили различные спектакли в сельских и городских клубах, в которых организовывали политические кружки. Также старшеклассники становились шефами у детей дошкольного возраста. Огромную роль в развитии политической активности и в воспитании учеников начала отыгрывать организация пионеров.
Воспитание и образование подрастающего поколения стало причиной идейной борьбы. Главные вопросы в ней касались педагогике, а конкретно о методах и содержании педагогического и воспитательного процесса. До этого времени в школах нравственное воспитание строилось на основе религиозно-нравственном воспитании царской школы. Ленин указывал на то, что в основе нравственного воспитания должна находиться программа коммунистической партии.
Таким образом, в школах постепенно начал вводиться марксизм-ленинизм. Согласно данной теории для воспитания была поставлена новая задача, которая заключалась в том, что жизнь детей и их деятельность регламентируется общественными отношениями, для которых целью является строительство социализма. Это значит то, что в основу воспитания советских детей вошел патриотизм и пролетарский интернационализм.
ВЛКСМ стал надежным помощником Компартии в воспитании и образовании молодежи. В 1936 году Х съезд ВЛКСМ поставил перед комсомольцами задачу, которая заключалась в том, чтобы деятельность комсомольских ячеек повышала политический и культурный уровень развития старшеклассников. После этого работа комсомола намного оживилась, и именно комсомольцы принимали активное участие в организации и проведения досуга в детских садах, а также под эгидой ВЛКСМ создавались кружки и секции в Домах пионеров, детских лыжных станциях и других учреждений дополнительного образования школьников.
Во время великой Отечественной войны на первое место в воспитании вышел патриотизм. Именно на примерах героизма, на фронтах войны воспитывалось молодое поколение. Пионеры и комсомольцы включились в борьбу против врага. В то время фронт и тыл стал единым, и только благодаря этому советский народ смог победить.
После войны молодежь принимало участие в восстановлении народного хозяйства, и при этом, не требуя вознаграждения. Кроме этого патриотизм не уступил своего положения в воспитании молодежи. Школа стало главным центром в воспитании патриота, при этом семья в данном процессе отодвигается на второй план. Вся система патриотического воспитания стала строиться на примерах подвига советского народа во время войны.
С этого времени и до середины 80-ых годов в школах для старшеклассников в обязательном порядке вводится новый учебный предмет «Начальная военная подготовка» (НВП).
Основными формами патриотического воспитания стали отыгрывать уроки мужества, на которые приглашали участников Великой Отечественной войны. Именно беседы с героями страшной войны помогали воспитывать у учащихся любовь к Родине и родной земле. Стали проводиться оборонно-массовые работы в школах. Во время каникул популярными стали экскурсии по местам боевой славы. Для школьников стали проводиться военно-спортивная игра «Зарница», в которой принимали участие и военнослужащие срочно службы. В школах создавались патриотические клубы, которые создавали поисковые отряды. Именно в тот период школу превратили в мощный инструмент подготовки молодежи к самостоятельной жизни с помощью идеологии социализма.
И хотя патриотическое воспитание достигло определенных результатов, но во время перестройки советского государства, и особенно после развала СССР данная система будет полностью разрушено, и в новых государствах она начинала возрождаться.

Воспитание в современной школе

В воспитательном процессе на сегодняшний день ставиться цель, которая должна обеспечить родившемуся ребенку гармоническое всестороннее развитие. Эту цель ставили перед собой еще древние философы и гуманисты в эпоху Возрождения. В нашей стране в учебно-воспитательном процессе традиционно выдвигалось подготовка специалиста с высокой квалификации, который способен с большой эффективностью работать на предприятиях во благо государства. В то же время гуманистический подход определяет своей целью создание условий для самореализации человека как личность. Для этого нужно изменить всю систему ценностных ориентаций.
Именно сегодня главной задачей современной российской школы является развитие человека как всесторонней личности.
Система воспитания ставит перед собой конкретные и общие задачи. Во время перестройки общества и всей системы образования появилось огромное множество противоречий в постановки конкретных задач воспитание. Эти противоречия сегодня не только не устранились, но еще стали острее. И теперь перед школой стоят как традиционные, так и новые задачи воспитания личности и гражданина. К традиционным задачам относятся: трудовое, интеллектуальное, эстетическое и нравственное воспитание. Общество выдвинуло перед школой еще такие задачи, как экономическое, патриотическое, правовое и эстетическое воспитание. А что они собой представляют?

 

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание ставит перед собой следующую задачу: сформировать у школьника нравственные ценности. Само это воспитание включает себе умение формировать у учащихся понятий нравственности, суждений, правила этикета и поведения. Именно нравственные понятия и суждения полностью раскрывают смысл нравственных явлений. Именно они помогают школьникам распознавать добро и зло. Нравственные поступки постепенно переходят в убеждения, и проявляются в поступках и действиях учеников. А эти поступки и действия детей и подростков определяют критерии нравственного развития личности.

Теоретики и практики предпочитают использовать воспитание, которое состоит из системности, комплексности, последовательности и непрерывности в воспитательном процессе. Именно воспитательный процесс состоит из цепочки мероприятий и праздников воспитательного характера. Эти мероприятия и праздники имеют коллективный и творческий характер.
Важнейшей задачей современной школы является формирование нравственных качеств, которые соответствуют всем требованиям морали общества.
Соблюдение норм и правил морали основывается не на принуждении, а на сознательности личности человека, и на понимание ею всех правил и норм поведения, а также на необходимости их соблюдения.
Также нравственное воспитание знакомит учащихся с нравственными идеалами и требованиями, которые ставит перед гражданами общество.
Нравственное воспитание в сравнение с прошлым образовательным и воспитательным процессом изменилось, и в современной школе в первую очередь возрождают общественные ценности, среди которых на первом мести стоит жизнь человека. Именно право человека на жизнь нерушимо и свято. С самого рождения ребенку говорят про то, что покушение на здоровье и жизнь других членов общества, а также на свою жизнь недопустимо.
Большую тревогу среди психологов и педагогов вызывает возрастающее количество самоубийств учащихся. На этот поступок многих толкает обстоятельства, при которых школьники утрачивают смысл жизни и остаются в изоляции от общества. Именно мораль христианства во все века учила, что если человеку трудно, то нужно искать помощи и защиту у других людей.
Еще одной актуальной проблемой остается отношение к детям. В современной России в основном ощущается демографический спад рождаемости. В школе учатся мальчики и девочки, которые в будущем станут отцами и матерями. Однако подготовка их к будущей семейной жизни в школах практически не ведется. Поэтому у выпускников не сформировались знания и обязанности о семейной жизни. Молодые пары не хотят иметь детей, или считают своих детей обузой, оставляя их в роддоме или сдавая их в детские приюты.
Есть еще одна человеческая ценность – это свобода личности. В современном обществе, которое строится на принципе демократии, очень много прав и свободы получают граждане. И здесь четко проявляется низкий уровень культуры и воспитанности старшеклассников и выпускников школ. Многие из них свободу понимают, как право игнорировать законы и порядок в стране, а также оскорблять людей. И поэтому в школах нужно уделить внимание воспитанию у учащихся послушания, и особенно на начальном этапе обучения. А затем постепенно перейти к пониманию ответственности и осознанному соблюдению дисциплины.
Не утратили сегодня своего значения, а еще более возросли такие нравственные качества, как патриотизм, интернационализм. Вместе с ними на первом месте воспитания молодого поколения стоит воспитание у детей чувство долга и ответственности, прививания доброты и отзывчивости.
Очень актуальны на современном этапе развития общества отношения к труду и гендерная политика. Кроме этого у общества очень много проблем, с которыми сталкивается молодежь. Это и наркомания, и тунеядство, и алкоголизм, и проституция. Это не полный список всех отрицательных сторон нравственности, с которыми постоянно сталкивается школа. Эти пороки деградируют и уничтожают человека как физически, так и морально. И перед педагогами ставится большая задача, чтобы уберечь молодежь от всех негативных проявлений общества.

Направления воспитания

Определение направлений в воспитательном процессе определяется единством целей и содержаниям. Выше говорилось о том, что существуют традиционные и новые формы и направления в воспитательном процессе.
Умственное или интеллектуальное воспитание ориентирует на развитие умственных способностей школьника. Для достижения этого предлагают:
— развивать силу воли, память и мышление, так как эти качества являются основными для познавательного и образовательно процесса;
— формировать культуру интеллектуального и учебного труда;
— стимулировать интерес к работе с учебником, энциклопедиями и статьями в Интернете;
— развивать личностные качества, такие как самостоятельность, широту кругозора, способность к творчеству;
Эти все способности интеллектуального воспитания решаются различными средствами обучения, а также участие учащихся в различных олимпиадах, конкурсах и викторинах. Кроме этого школьников нужно привлекать к научным работам, в которых они вовлекаются в творческий процесс и с удовольствием участвуют в исследованиях и проводят различные эксперименты.
Огромное значение имеет направление эстетического воспитания, которое включает в себе:
— накопления опыта и знаний о правилах поведения на улице, в семье, в школе и других общественных местах;
— использование свободного времени в разумных пределах, и развитие положительных качеств личности: честности, скромности, деликатности, дисциплинированности, ответственности, трудолюбия, бережного отношения к природе и национальному достоянию;

Приемы и средства воспитания
Для решения воспитательных задач используются различные средства и приемы:
— организовывать совместный труд воспитателя и воспитанника;
— поощрять материально и морально за производительный труд и проявления творчества;
— проводить знакомство с традициями семьи, коллектива, страны;
— организовывать кружковую форму организации труда по интересам учащихся;
— проводить упражнения для отработки навыков при обучении чтения, счета, письма, пользования компьютером;
— проводить творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценивать их качества;
— давать учащимся временные и постоянные домашние поручения, назначать дежурства по классу в школе;
— систематически участвовать в общественно-полезном труде и овладевать приемам организации профессиональной деятельности;
— установить контроль над экономией времени и электроэнергии, а также за экономию природных ресурсов;
— учитывать и оценивать результаты труда;
— проводить нацеленную специальную профессиональную подготовку, и готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности.

Физическое воспитание
Среди основных задач физического воспитания на сегодняшний день являются:
— тренировать двигательные навыки, а также вестибулярный аппарат;
— проводить различные процедуры для закаливания своего организма;
— воспитывать силу воли и характер для того, чтобы повысить работоспособность человека.
Физическое воспитание организовывается с помощью занятий физическими упражнениями в домашних условиях, в учреждениях образований различных типов и направленности, а также в спортивных клубах и секциях. Кроме этого воспитание данного направления может включать в себя проведение гимнастики и подвижных игр, организация туристических походов и профилактика заболеваний силами врачебно-медицинского персонала.

Гражданское воспитание
Этот тип воспитания формирует у учащихся ответственности перед семьей и к другим людям, а также по отношению к своему народу и Родине. Гражданин обязан знать и соблюдать Конституцию своего государства, а также выполнять профессиональные обязанности, и при этом вносить свой посильный вклад в развитие своего государства. В это же время граждане должны ощущать ответственность за судьбу всей планеты, и выступать против войны.

Экономическое и экологическое воспитание
Данный тип воспитания состоит из различных мер, которые имеют направленность на развитие экономического мышления человека, которое начинается в семье и постепенно достигает размеров всей страны. Экономическое воспитание формирует деловые качества, такие как бережливость, предприимчивость, расчетливость. Кроме этого учащихся нужно учить распределять ресурсы и деньги в промышленности, а также уметь рассчитать свой бизнес-план. Нельзя упускай такой момент, как регистрация своего бизнеса и вовремя выплачивать налоги государству.
Экологическое воспитание основывается на бережном отношении к природе. Нужно правильно добывать и использовать природные ресурсы.

Стили воспитания

В результате взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками веками вырабатываются несколько стилей воспитания. Педагоги выделяют авторитарное воспитание, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.
 Еще много можно говорить про различные формы и методы воспитания, которые применялись раньше, и используются в наше время. Они часто менялись по формам и методам, но везде во все времена была одна цель – воспитать из маленького человечка всесторонне развитую личность.